Воссоздание античного мира

  • Перевод: Данил

  Для фильма «Александр» с наивысшей исторической точностью создавались оружие, реквизит и одежда. Художественные ателье и мастерские начали свою работу за месяцы до начала съемок.
  «Фильм начинали снимать с размышлений о планах природы, – говорит художник кинофильма Джан Роелфс (Jan Roelfs). – Нам нужно было найти места, которые бы подошли для воссоздания Македонии, Персии, Бактрии, Согдианы, Гиндукуша, Индии. Но Бактрии и Согдианы уже нет – и сейчас они часть современного Афганистана, Казахстана, Узбекистана, центральной Монголии. Это удивительная мозаика, вы будто смешиваете воедино такие непохожие ландшафты».
  Находясь в поиске, Стоун и Роелфс сочетали различные миры, чтобы подобрать соответствующий ландшафт для Александрова путешествия, но в итоге выбрали Марокко и Таиланд, а также – лондонские «Pinewood» и «Shepperton Studios» для повельоных съемок. Марокко полностью отвечало высокой планке фильма. Эта страна смогла предложить не только ландшафт с массовкой, но, что более важно, атмосферу древних времен, поэтому оно и являлось идеальным местом для съемок кинофильма об одном из периодов во время похода Александра Македонского.
  «Самое главное, что мы решились снять этот фильм, – заявляет продюсер Джон Килик (Jon Kilik). – Мы не могли пройти дюжины стран и тысячи миль, как это сделал Александр. Нам нужно было лишь сконцентрироваться на паре подходящих мест. Недалеко от Марракеша находятся пустыни, равнины, горы; снег и жара - каждое из данных мест у нас появляются в фильме на полчаса. В Эссаурии с ее растительностью, океаном, скалами и равнинами у нас была Македония – но все это в пределах Марракеша. Для индийской реки мы не смогли отыскать достаточно экзотичного водоема в Марокко – но мы нашли то, что искали, в провинции Абон Ратчатхани Таиланда, в районе реки Меконг, на границе с Лаосом. В Таиланде мы так же решили и проблему со съемкой боя в Индии при помощи дрессированных азиатских слонов».
  Прежде чем начать главные съемки, оператор фильма Родриго Прието (Rodrigo Prieto) и режиссер Оливер Стоун провели ряд съемок в Индийских Гималаях и на Мальте, которые затем были задействованы в воссоздании Александрийского порта, включая Фаросский Маяк, который является одним из семи чудес света, а так же в качестве видов снежного Гиндукуша.
  Прието и Стоун разработали визуальный дизайн, проходящий красной нитью через весь фильм. «Мы решили, что разные виды должны отображать различные ощущения и чувства Александра в разные периоды его жизни, – рассказывает Родриго. – Когда действие происходит в Македонии, когда Александр еще молод, цвета там чистые, “невинные”, для сцены битвы при Гавгамелах мы стремились к тому, чтобы цвета пустыни, песка настраивали на настроение под стать этой сцене. Мы использовали табачный фильтр, придававший заднему фону оранжево-желтый оттенок, – а цвет создавали с целью сделать битву более текстурной. Мы желали создать чуство золотого Вавилона, насыщенного цветом, а позже – когда Александр достиг Гиндукуша, мы сделали цвета более холодными. Для сцен Индии мы хотели достичь ощущения контраста с Македонией – и мы сделали текстуру цвета погуще, как бы усиливая контраст».
  Кинофильм требовал воссоздания мира именно того времени, в котором жил молодой царь – а ведь это свыше 30 лет древней истории мира, учитывая, что мир Александра включал в себя все известные тогда земли. Джану Роелфсу и его команде пришлось искать точки соприкосновения между историческими фактами и художественной достоверностью. Первостепенной задачей было не просто создание этого древнего мира со всей точностью – но и смешание всего этого с кинематографическим вымыслом – так что Роелфс должен был искать компромисс. Результатом же стал один из самых достоверных фильмов про древний мир в истории кино.
  Недалеко от Марракеша, в пустыне, растянувшейся на восемь миль, построили удивительный палаточный лагерь Александра с его главным шатром, где проводились военные совещания. Этот лагерь создавал ощущение того, что вы находитесь на окраине поля брани близ Гавгамел. Невозможно недооценивать влияние героев греческих мифов на Александра – поэтому дизайнерами был создан знаменитый щит Ахиллеса, повешенный над троном, а так же свитки «Илиады» и «Одиссеи», хранимые Александром в шкатулке из слоновой кости возле его кровати.
  Так же в Марокко была отснята сцена на македонском конном рынке, где Александр обрел своего верного боевого товарища - коня Буцефала, с которым не расставался до конца его жизни. Декораторы обустроили террасы, дорожки с гравием и посадили кипарисы – ради того, чтобы в фильме вы видели великолепную долину. Более пятидесяти лошадей и ослов было доставлено на место съемок, а также позаботились о фруктовых деревьях, что росли неподалеку от загона для лошадей.
  Одежда для массовки шилась из обыкновенного белого льна – чтобы крестьяне казались на общем ярком фоне природы будто двигающимися скульптурами; стада овец гармонично дополнили образ прекрасной буколической древней Македонии.
  Карта древнего мира, которую использовал Аристотель на его уроках в садах Миезы и которая так тянула к себе Александра, располагалась в полуразрушенном марокканском храме Этана, возвышавшимся на высоком утесе над блестящим океаном. Этот храм послужил в фильме македонским амфитеатром Бофарсица, возле которого так же располагались двадцать вспомогательных зданий. Амфитеатр построили так, чтобы он выглядел скромно – подходя региональному городу. Яркоокрашенные статуи служат напоминанием того, что древняя скульптура была ярче, чем про нее принято думать. Для части церемонии в амфитеатре Роелфс с его командой создали яркие кричащие статуи богов, которые больше театральные, нежели красивые с художественной точки зрения.
  Некоторые из созданных Роелфсом и его командой декораций были непригодны для натурных съемок, и их поместила в своих огромных павильонах лондонская «Pinewood Studious». Данные павильоны – самые гигантские на сегодняшний день, и команда «Александра» использовала каждый их дюйм для поиска ответов на вопросы далекого прошлого. Первой помпезной декорацией стал экзотический двор индийского дворца. Поскольку никаких архитектурных сооружений эпохи Александра не сохранилось, и учитывая, что древние индусы строили свои дворцы из дерева, команде было предоставлен простор для их творческих опытов. Вдохновившись храмами Индии с их лестницами, Роелфс выбрал концепцию «открытого пространства», в котором лестница вела к центральной арене-двору, окруженной бассейнами.
  Индийский дворец ваяли четыре месяца – было задействовано 150 человек, которые строили и красили, лепили и выполняли резьбу. Вышитый полог, который покрывал центр арены и все к ней прилегающие бассейны, был огромен.
  Индийский дворец стал несомненно прекрасным сооружением, хотя Роелфский Вавилон обещал быть поистине великолепным. «Декорации Вавилона это самые дорогие декорации, которые я создавал в своей жизни, – говорит дизайнер. – Александр вошел в Вавилон на пике своей славы. И это был самый блистательный момент в его жизни – никогда до этого он не встречал культуру, настолько превосходящую его собственную».
  «Я подобрал необходимую дизайнерскую концепцию и работа заладилась, потому что это был первый раз в моей жизни, когда я точно знал, что хочу. Однако само построение декораций это было нечто! Было много чертежей, было нужно чертовски много времени, чтобы все изготовить. Я принял решение объединить в единое знаменитые Висячие Вавилонские сады, разместить их и изнутри и снаружи, показать во всей красе. Также мне хотелось действительно высоких потолков, балконов, один над другим». Декорации возвышались на пятьдесят футов над землей.
  Должно быть, самой красивой частью декораций стала спальня Дария III, куда входит Александр после того, как он побеждает царя. Интересные деревянные экраны были вырезаны вручную в Марокко, а гигантское опахало над кроватью, изображающее высшее божество Персии Ахурамазду, изготовили в Пакистане.
  Сценический дизайнер Стив Митчелл (Steve Mitchell) всего с одним ассистентом создали огромную (150 футов высотой и 45 футов шириной) реалистичную до мелочей циклораму панорамы Вавилона с дворцовой террасы, с которой открываются виды на похожие на небоскребы древние башни, мосты, сады, тропы, а также огни города. При создании декораций для современных проектов, наподобие «Александра», используются увеличенные до больших размеров фотографии, а для освещения применяют специальную подсветку и прожекторы. Но нужных изображений Вавилона не нашлось – поэтому команде кинофильма пришлось прибегнуть к старым методикам и рисовать Вавилонские виды, как это делалось при съемках исторического кино раньше, но это заняло у Митчелла пять с половиной недель.
  Чтобы воссоздать пышные сады Вавилона – одно из Семи Чудес Света, художнику по декорациям Джиму Эриксону (Jim Erickson) пришлось вспомнить и усовершенствовать свои навыки и знания по озеленению и садоводству, с учетом канонов той эпохи.
  Холодная английская зима и отсутствие отопления в «Pinewood Studious» не лучшим образом сказались на состоянии растений. Для них пришлось поддерживать необходимую температуру при помощи особых ламп в течение каждого съемочного дня. Утром же их снова требовалось согревать – прежде чем их высаживали в клумбы и до того, как начинали работать камеры.
  Когда вавилонский дворец наполнился воинами в сверкающих доспехах и остальными людьми, когда заработали фонтаны, что добавляли зданию блеска, картина стала потрясающей и стоила затраченных сил. Даже Стоун удивился суровой английской зиме за пределами павильона, где стояло лето. «Какой странный мир мы создали, – говорил он. – Мы будто смешали различные века, культуры». Было решено переместиться из мрака современности в сверкающий Вавилон. «В наших декорациях мы отразили все, что узнали об античности, и было очень трудно возвратиться из мира наших фантазий в реальность».
  Великолепные ворота в Вавилон, через которые Александр со своими воинами триумфально вошел в город, были воссозданы в Марракеше. «Прототипом ворот послужили реальные восточные ворота, которые храниться в Берлинском музее, – рассказывает Роелфс. – Но я подошел к их созданию с фантазией, я не желал просто копировать. Немного подумав, я пришел к решению, что главные ворота города, вероятнее, соединялись мостом с рекой Ефрат. Из истории известно: это была плодородная земля, край молока и меда, поскольку Вавилон находился на столь крупной реке как Ефрат. Александр вошел в этот город, мы же вместе с ним узнали, что это самая богатая земля в мире».
  Мерцавшие прозрачно-голубым камнем, Вавилонские ворота с рельефами мифических созданий были 37 футов в высоту. Затем путем визуальных эффектов ворота увеличились до 80 футов, и была создана большая панорама Вавилона. Петли для огромных ворот ваяли из меди, а вырезанные на воротах рельефы быков были изготовлены в Англии, а затем уже завершены в Марокко. Все продумывалось до мельчайших деталей. В сцене, в которой Александр и его воины входят в город, вы не увидите ни одного лепестка желтых роз – дотошный художник по декорациям Джим Эриксон все предусмотрел: в IV веке до н.э. желтые розы росли исключительно в Китае.
  Помимо того, в «Pinewood Studious» была также создана сырая пещера с двадцатью примитивными, можно сказать варварскими рисунками, рисованными художником Саймоном Торпом (Simon Thorpe) и иллюстрирующими древнегреческие мифы, с помощью которых Филипп объяснял юному Александру, в каком жестоком мире они живут.
  Александр рос в царском дворце в столице Македонии Пелле. Создание внутреннего убранства дворца было делом сложным. В покоях Олимпиады, где Александр проводил свои ранние годы, на стене была фреска, иллюстрирующая гомеровскую «Илиаду»; полы решили выложить мозаикой из гальки; стены же украшали барельефы человеческих фигур. Двор использовался для съемок двух сцен: буйного свадебного пира Филиппа и уроков борьбы Александра и его друзей.
  В «Shepperton Studios» установили декорации известной всему миру Александрийской библиотеки, находясь в которой Энтони Хопкинс в роли Птолемея придается воспоминаниям о днях, что он провел с Александром, внимательные писцы записывают его воспоминания о прошлом. Стены библиотеки украшает мозаика со сценами великих свершений Александра и его воинов, а на полках на стенах хранится более двадцати пяти тысяч свитков.
Hosted by uCoz