В поисках Александра
Как найти актера на роль, выпадающую всего раз в жизни? В случае с Александром это значало найти человека красивого и душой, и телом и способного максимально раскрыть все грани фантастически харизматичного, сложного героя. Оливер Стоун узрел эти качества в актере «Священного острова» Ирландия – Колине Фаррелле – известном нашему зрителю по кинофильмам «Особое мнение», «Телефонная будка» и «S.W.A.T.».
«Подобно Александру, Колин сочетает в себе дух мятежника с доблестью воина и лидера. Во многом он сам стал Александром: вел за собой актеров, рос физически, управлялся с лошадью и с мечом, боролся словно лев – и все для того, чтобы стать лучше. Я частенько предлагал заменять его каскадером, в седле и вне седла, однако он сам рвался исполнять свои трюки настолько, насколько позволяли его способности. Порой он казался просто безумным, а иногда – прирожденным вельможей. И это большая честь встретить его в такой ипостаси».
«Оливер написал поразительный сценарий, – признает Колин Фаррелл. – В жизни никогда не читал столь таинственного, но в то же время столь откровенного сценария. Это лучшее, что мне когда-либо попадалось».
«Александр был человеком, готовым на все, чтобы достигнуть своих мечтаний, которые, и никто меня в этом не переубедит, основывались на банальном тщеславии и жажде завоеваний, – говорит Колин. – Александр постоянно искал ответы и, как мне думается, любовь всей своей жизни. Александр пылал почти что безумной страстью ко всему, что создал. Возможно, он бы и жил прекрасно во дворце в Македонии, утопая в роскоши, которая подобает его знатному происхождению. Но в душе у него горел огонь, который ничем нельзя было потушить – как раз поэтому поиск ответов заставлял его идти все дальше к чертогам мира».
Колина вдохновлял не только тот мужчина, которого он играл, но и сам создатель кинофильма. «Оливер ни в чем не уступает Александру, которым я лишь собирался стать, – заявляет актер. – Он хочет быть первым во всем. Он – удивительный режиссер, талантливый лидер. Оливер не будет отсиживать свою задницу. Пока все мы скулим о том, каким тяжким выдался день, он уже бежит в монтажную. Человек-вдохновение».
Центр личности Александра – его мечты, постоянно питаемые его матерью Олимпиадой. «Часть кинофильма составляет сделка Александра с его матерью, – рассказывает Стоун. – В сценарии Олимпиада говорит Александру: “Ты другой, светоч всего мира. Вскоре от твоих товарищей останутся только тени, но твое имя будет вечно жить в истории – как воплощение славы яркой юности, вдохновляющей на подвиги других. В мире больше не будет такого Александра как ты, Александра Великого”. Она убеждает Александра, что ему предначертано повторить судьбу Ахиллеса и умереть молодым. Это – сделка. Великая слава, но ранняя смерть вместо долгой жизни, но бесславной судьбы».
Поиск Оливера Стоуна актрисы с выраженным отрицательным обаянием, способную играть царицу, воспитавшую Александра, имел важное значение. Его выбор пал на Анджелину Джоли. «Я встретил Анджелину Джоли вскоре после ее съемок для фильма “Джиа” и увидел в ней весьма перспективную молодую актрису, – говорит Оливер Стоун. – Многие из актрис выбирают золотую середину, но Анджелина будто Бетт Дэвис. Она идет уверенным шагом, что редко встречается в начинающем актере. В них нет индивидуальности. Однако Анджелина обладает силой под стать самой Олимпиаде. О большем и мечтать нельзя».
Анджелине предстояло сыграть коварную женщину, которая в течении столетий интриговывала почитателей истории. «Думаю, вы должны любить любого из сыгранных вами героев, понимать их или же, на худой конец, не осуждать их промахи, – говорит Джоли. – Но если вы считаете, что они безумные, неправильно себя ведут, откажитесь от таких оценок. Я сама мать, поэтому Олимпиаду рассматривала с этой точки зрения. Многие считают, будто она была безумна, однако сомневаюсь, что я не сделала бы того же самого на благо собственного ребенка. Быть может, это прозвучит сурово, однако в 330 году до н.э. – когда людей резали направо и налево – то был единственный способ выжить – именно по этой причине Олимпиаде приходилось играть роль коварной страшной женщины. В конце концов, она всего лишь хотела, чтобы Александр стал тем, чем ему суждено было стать – величайшим из людей, и я это полностью поддерживаю».
Джоли полностью отдалась Олимпиаде. Как последовательница религиозного культа Диониса, македонскую царицу постоянно окружали змеи – поэтому и Джоли в сжатые сроки привыкала к ползучим, которые обвивали ее шею и ползали под ногами.
Не смотря на то, что Джоли предстояло играть мать Фаррелла, который моложе ее всего только на год, их разница в возрасте показалась сущим пустяком, так как большинство ее сцен было снято с детьми, сыгравшими Александра в юные годы его жизни. Никто до сих пор точно не знает, в каком возрасте Олимпиада родила Александра – хотя Робин Лейн Фокс считает, будто это случилось, когда ей исполнилось 16-17 лет, что было в порядке вещей для того времени. Так и вышло, что в немногочисленных совместных сценах Джоли благодаря гриму да «седым» волосам выглядит старше, а Фаррелл, наоборот, играет более молодого.
Не меньшее влияние на формирование личности Александра оказал его воинственный отец – царь Филипп II Македонский, убитый муж Олимпиады (возможно, не без ее участия). Его роль сыграл талантливый Вэл Килмер. Килмер, более чем за десять лет до этого сыгравший в другом проекте Стоуна «Дорз» Джима Моррисона, чрезвычайно обрадовался случаю вновь работать с именитым режиссером. «Видение Оливера поражает, он самый подходящий для этой истории режиссер, – заявляет Килмер. – Когда мы снимали “Дорз”, то разговаривали об Александре. Он (Стоун) видит в этом личную историю, которая является весьма необычной для экранизации, особенно эпопеи. Фильм наделен интимностью, до этого нами не виденной. Александр на самом деле загадка истории, восставшая против целого мира, где он стал мифом».
В то время как остальные актеры подвергали себя длительным тренировкам и упражнениям, чтобы соответствовать их героям, Килмер делал все с точностью до наоборот – и для того, чтобы сыграть некогда- подтянутого, но теперь уже обрюзгшего царя, Вэл вынужден был набрать лишние килограммы. И кроме этого, каждый день Килмер не менее часа проводил в гримерке, где мастера «лишали» его глаза, потерянного Филиппом в бою.
«Фундамент величия Александра заложил как раз Филипп, – говорит Килмер. – Он был великим со всех сторон: жесткий, но пылкий любовник, пьяница, но храбрый воин. Он весьма остро ощущал природу человека, и, став царем, установил мир через династические браки. На протяжении нескольких лет он был в плену – но за это время успел освоить новые и очень успешные военные тактики, чтобы затем применять их для дальнейшего обогащения и безопасности своих людей».
У Александра, как у всех людей, были друзья, среди которых особо выделялся Гефестион, чью роль исполнил неподражаемый Джаред Лето, знаменитый по «Реквиему по мечте», «Городским легендам», а также «Комнате страха». «На роль претендовало около пятидесяти актеров. Но, к счастью, Оливер увидел во мне нечто такое, что соответствовало Гефестиону. Я вечно буду ему благодарен за то, что он поверил в меня и дал мне этот опыт. Он работал больше чем любой из нас. Он одержимый, безумный гений подобный Ван Гогу или Бетховену. И он многое дал мне этим проектом, я пронесу этот опыт через всю свою карьеру».
Джаред достойно оценил окружавшую его компанию. «Съемки фильма не с Колином, но с кем-нибудь другим не были бы столь чудесными, – признается Лето. – В первую очередь, он друг. Но он также и прекрасный актер – невероятно щедрый и верный. Он тащил на себе всех нас. В нем много от Александра – и это помогало нам лучше представлять его в этой роли».
«Колин был Александром, – заявляет Розарио Доусон, которая сыграла княжну Бактрии и первую жену Александра Роксану. – Это стало чудом, это было замечательно. Как правило, молодые актеры не такие подготовленные и уверенные в своем таланте, но это не тот случай».
Доусон была привлечена к проекту сразу же. «Я всегда хотела поработать с Оливером, – говорит Розарио. – Когда я в первый раз услышала про фильм, то задалась вопросом, какие женские роли в нем будут. Мы какое-то время беседовали, разыгрывали сцены, и через полчаса он назвал меня “Роксаной”».
Ради лаконичных, но в то же время и значимых ролей, Стоун обратился к двум популярным во всем мире актерам. Блестящий Энтони Хопкинс, который до этого последний раз видел Стоуна восемь лет назад на съемках «Никсона», очень обрадывался их встрече благодаря роли Птолемея, рассказчика и центрального голоса «Александра». «Оливер Стоун один из самых необычных режиссеров – а уж я знаю в этом толк. Все его фильмы являются взрывными и блестящими».
«Как только Энтони заполучает свое, он того уже не упустит, – считает Стоун. – И здесь он похож на собаку с косточкой. Он работает спокойно, размеренно, постепенно увеличивая темп. Вчера перед камерами он трудился до трех-четырех часов утра – его рабочий день длился восемнадцать-двадцать часов. Такое бы убило любого, но не его – Энтони обожает это. Он говорит, что “любит усердно трудиться, а не ходить вокруг да около. Как мне жалко, что вы не привезли с собой семьдесят дней боли!”».
«Это были довольно напряженные дни, – признается Хопкинс, – хотя в итоге я чувствовал себя просто фантастически. Работа с Оливером интенсивна, поскольку он сам весь в движении».
Для роли прославленного греческого философа и натуралиста Аристотеля, детского наставника Александра Великого, Оливер Стоун пригласил Кристофера Пламмера, чья карьера составляет несколько десятилетий и множество кинофильмов. Не смотря на тот факт, что ради лишь двух дней съемок Пламмеру пришлось совершить перелет из США в Марокко, он был очень возбужден перспективой дать жизнь его новому персонажу. «Это трудное создание для того, чтобы сыграть его – ведь никто не знает его таким, каким он был на самом деле, – сетует Пламмер. – Героя, подобного Аристотелю, узнать невозможно уже только потому, что после него нам остались миллионы сложных мыслей. По этой причине я полностью доверился Оливеру. Я старался наделить своего Аристотеля яркими красками – чтобы раскрыть всю силу его ума, остроумия, энергию и чарующие методы обучения».
Лекции Аристотеля юному Александру и мальчикам, которые позже станут его ближайшими друзьями, в том числе Гефестион, его вечный спутник жизни, затрагивают самые разные области знаний: географию, политику, легенды и половое воспитание, греческие представления о котором вряд ли уложатся в рамки современной морали, поскольку в Древней Греции был широко распространен гомосексуализм как главный двигатель культуры древних греков.
«Согласно тогдашней философии, разделение духовного или физического опыта между мужчинами было чем-то непорочным, светлым, – поясняет Колин Фаррелл. – Это Эрос, чистая любовь, рост, разделение, обучение. Притягательная сексуальность. Не было “гомосексуализма” или “бисексуальности”. Александр рос вместе с Гефестионом, который всегда находился с ним рядом. В жизни Александра он был единственным человеком, который в прямом смысле слова стал его истинным другом, желавшим для него только лучшего».
«Думаю, Александр и Гефестион обладали тем самым родством и побратимостью, которые стоят выше обыкновенной “дружбы”, – говорит Лето. – Наиболее важной стала любовь, которую они друг к другу питали и которая основывалась не на физическом, но на духовном родстве. Они влияли на судьбы друг друга – это стало источником вечной напряженности между Гефестионом и Олимпиадой, а позже и Роксаной».
Наряду с проблемой подбора актеров, Оливер Стоун должен был решить вопрос, каким образом станут говорить его герои. Древняя Греция и Македония представляли собой смесь разных диалектов – странники, вечно перемещавшиеся с одного места на другое, мешали собственные диалекты с местными языками. Филипп расширил границы своей Македонии, включив области, населенные самыми разнообразными народами и племенами. В последствии македонцы времен Александра изменили диалект. Даже верхняя и нижняя Македонии разговаривали на отличных диалектах. К примеру, греческий македонца в Афинах звучал бы с явным акцентом. И для того, чтобы отразить эти различия, играющим греков и македонцев актерам нужно было говорить на отдаленных английских диалектах – уэльском, ирландским и шотландским. Так, как уроженка далекого греческого царства Эпир, Олимпиада Анджелины Джоли имеет свой отличительный акцент (который частенько язвительно сравнивают с русским).
Чтобы добиться как можно лучшего результата, Оливер Стоун нанял лингвиста Кэтрин Чарлтон (Catherine Charlton), в задачу которой входила работа с актерами; но чтобы удостовериться в верном произношении древних греческих имен, названий сама Кэтрин консультировалась с профессором Фоксом. В конечном итоге все греки фильма, в том числе македонцы, разговаривают на английском – но их акценты соответствуют разным царствам, которые они и представляют.