Введение

  Александр покорил мир не только благодаря своему военному таланту, но и (что, быть может, даже важнее) благодаря своим идеям. То, что в 33 года создал Александр, эхом отражается до сих пор на жизни стран, которые он завоевал более 2000 лет назад. Хотя Александр до мозга костей и был воинам, в нем жил дух открывателя, в своем походе в 22000 миль он стремился не рушить, а перерождать каждое племя, каждый народ сообразно своим взглядам на новый мир, новую судьбу всего человечества. Благодаря его действиям стало возможным, пускай и временно, соединение Востока и Запада, повсеместное распространение эллинистической культуры во всем восточном мире.
  Подвиги Александра поразительны во всех проявлениях. Его величайшая держава состояла из стран, которые располагались там, где нынче раскинулись границы Греции, Албании, Турции, Болгарии, Египта, Ливии, Израиля, Иордании, Сирии, Ливана, Кипра, Ирака, Ирана, Афганистана, Узбекистана, Пакистана и Индии. В 323 году до н.э. – в год смерти Александра, границы созданной им империи протянулась на более чем два миллиона квадратных миль.
  Благодаря удивительным подвигам Александр стал предметом для многих письменных трудов: документально-исторических и художественных, научных и практических (что доказывают не так давно выпущенные в России книги, воплощающие военную стратегию Александра в пособиях для бизнесменов - это «Уроки мудрости Александра Македонского» от Лэнса Керка, а так же – «Стратегическое искусство Александра Македонского» Парты Боуз). Но если бы не попытка Голливуда почти что 40 лет назад экранизировать историю Александра, то сейчас можно было бы смело сказать, что Оливер Стоун («Взвод», «Дорз», «JFK» и др.) – первопроходец в этой области.
  Создание «Александра» являет собой тяжелый процесс, потому что, возрождая реалии античности, Стоун старался добиться как можно большего исторического сходства. Доказательством тому были блестяще воссозданные богатые дворцы, Александрийская библиотека и город Вавилон с его знаменитейшими Висячими садами, ставшими одним из Семи чудес Света. К тому же, чтобы показать все богатство национальных языков, а также местных диалектов, каждому актеру подбирали особый акцент.
  Чтобы успешнее вжиться в роль, все актеры, задействованные в боевых сценах (включая исполнителей первых ролей Колина Фаррелла, Джареда Лето), обязывались пройти школу античных воинов, упражняясь в использовании копий и македонского, и греческого вооружения. А результаты этого обучения мы смогли наглядно видеть в сценах сражения при Гамгамелах, в котором малочисленные Александровы войска сокрушили огромнейшую армию персов, а также в индийском сражении, где македонские отряды бесстрашно сражаются с полчищами слонов.
  «Александр примечателен своими победами, – говорит Стоун. – И его постоянно будут помнить хотя бы по двум причинам: он покорил мир, не потерпев ни одного поражения, и обрел славу провидца и эталона силы духа. Быть может, он даже был самым великим из воинов в истории, превзошедшим славой Ахиллеса и Геракла. Он вырос под влиянием этих греческих мифических героев, но он верил в них как никакой другой ребенок. И эта вера превратила его в великий двигатель человеческих судеб».
  С самого детства очарованный Александром и вдохновленный греческой мифологией, Оливер Стоун долгие годы лелеял мечту экранизировать жизнь Александра… и сумел-таки заинтриговать продюсера Морица Бормана (Moritz Borman) выразительностью своего сценария. «Многие из нас знакомы с Александром как с историческим героем, но не с его личностью и душой, – говорит Борман. – Оливер же задается вопросом, как он (Александр) появился; что за препятствия на своем пути ему приходилось преодолевать; как на него влияла окружающая его культура; что же случилось, когда он столкнулся с новыми культурами. Это не банальный экскурс в историю, это актуальный сценарий про человека, до которого любой из нас может дотронуться сегодня. Александр ожил в по-настоящему драматическом великолепном сценарии».
  Консультантом кинофильма стал Робин Лейн Фокс (Robin Lane Fox), профессор из Оксфордского университета, чья биография Александра 1972 года была распродана более чем миллионным тиражом и признана одной из лучших работ совеременности в этой области. Энциклопедический дар Фокса дал необходимую создателям фильма информацию.
  «Впервые я встретился с Оливером три года назад в Лондоне, – рассказывает Робин Фокс. – Он задавал массу вопросов – это продолжалось в течение многих месяцев. Он желал узнать все – начиная с того, как греки вели себя за столом, и заканчивая влиянием, которое на Александра оказал Аристотель».
  «Я думаю, что вся сила Оливера как исторического драматурга заключена в том, что он на самом деле чувствует своих героев. Он имеет эпический глаз и измерение. И он стремится высоко поднести величие Александра – раскрыв как его добродетели, так и его пороки, что не могло не удивить историков».
  «Александр» Стоуна, как и другие предыдущие его проекты, основывается на истории. Александр жил в глубокой древности – поэтому даже самые ранние его биографы ощущали на себе жгучий недостаток информации о нем. «Вложить в один фильм все примечательные сцены Александровой жизни невозможно, – сетует Фокс, – здесь-то нас и ожидают тайны, которые никогда не разрешатся. Мне вполне ясно, зачем Оливер решил опустить некоторые из сцен жизни Александра, или несколько нарушить хронологию событий. Но тут есть свой плюс, поскольку зритель сможет дать волю своей фантазии».
  Стоун не рассматривает Александра как человека, который принадлежит эпохе глубокой древности. «Невероятная вещь об Александре заключена в том, что он знал все греческие мифы, которые затем воплотил в жизнь. В нем жили те самые демоны, которые живут в современных людях; я надеюсь, что кинофильм возродит историю, когда существовали иные времена и нравы; державы, управляющие землями и людьми, которые становились величайшими провидцами и мечтателями. Каждому, и особенно нынешней молодежи, необходимо дать почувствовать историю и проникнуться ее идеалами; это никогда не развращает».
Hosted by uCoz