Верхом с Александром

  • Источник: «Archaeology», сентябрь 2004
  • Перевод: Capricorn

  В новом кинофильме известный ученый предстанет верхом на лошади.

  Робин Лейн Фокс преподает греческую и римскую историю и литературу, а также литературу периода раннего ислама в Нью -Колледже Оксфорда. Но наибольшую известность ему принесли монографии «В поисках Александра» и «Александр Великий: Биография». Главный редактор «Археологии» Марк Роуз (Mark Rose) задал ему несколько вопросов о его последнем проекте – должности консультанта Оливера Стоуна на съемках фильма «Александр».
  – Как получилось, что вы приняли участие в проекте?
  – В марте 2002 мне в Оксфорд позвонил со-продюсер фильма Томас Шухлай (Thomas Schühly) и настоял на том, чтобы я ехал в Лондон встретиться с Оливером Стоуном. На съемках Оливер не делает перерывов на выходные – поэтому мы встретились в Ковент Гардене в Страстную пятницу. Мы расстались семь часов спустя – Оливер задавал бесчисленное количество вопросов по сценарию, я озвучил свои условия – быть в числе первых десяти всадников рядом с Александром во время съемок сражений. Я в седле уже много лет, участвовал в скачках, однако Оливер, тем не менее, был удивлен. Надо отдать ему должное – мы пришли к соглашению, как могут видеть зрители фильма.
  – Благодаря таким источникам как Плутарх, Арриан, Курций, Диодор Сицилийский мы знаем достаточно об Александре. Но есть и ряд загадок. Почему он продолжал идти вперед даже после завоевания Персии – то есть осуществления первичной цели похода?
  – Александр наследовал идею захвата Персидской Империи от отца, который еще в 336 году до н.э. послал в Азию передовые отряды. Кампания Филиппа шла под лозунгами «освобождения греков» в Азии и «наказания персов» за святотатство во время вторжения персов в Грецию за полтора века до этого. Филипп, без сомнений, жаждал славы и трофеев. Александр перенял эти амбициозные планы, но для него Азия распространялась куда как дальше Персидской Империи – вплоть до северо-западной Индии. Он собирался завоевать все земли до Внешнего Океана – восточного предела суши. Он ничего не знал о Бирме, Китае и Дальнем Востоке. Возможно, что неверные сведения, которым Аристотель учил на уроках по географии, ввели Александра в заблуждение, заставив считать мир слишком маленьким. Но он также хотел стать героем – возможно, чтобы противопоставить свою славу славе Филиппа: я сомневаюсь, чтобы цели Филиппа в Азии когда-либо пошли столь же далеко, как устремления его амбициозного сына. Александр желал намного большего, чтобы превзойти не только отца, но и других завоевателей до него. И ему это прекрасно удалось: но не стала ли для него погоня за очередной победой манией?
  – В чем причина смерти Александра? Яд, цирроз печени, тиф, или, по последним данным, Нильская болезнь? К какой версии склоняетесь вы?
  – Александр заболел после пьяной пирушки в конце мая 323 года до н.э. Умер он 10 июня. Причиной смерти, следовательно, не был яд – яды длительного действия вряд ли были известны в то время, да и отравитель постарался бы, чтобы все кончилось в течение нескольких часов. Александр много пил, но всегда в компании, а не в одиночестве, как алкоголик. Сомневаюсь, что алкоголь стал причиной смерти, потому что Александр не терял энергии и работоспособности, как это бывает с алкоголиками. И Нильская болезнь ни при чем, а упоминаемое доказательство – вороны, кружившие над Вавилоном – было просто неверно истолковано. Я склоняюсь к малярии, однако в войсках и среди приближенных эпидемии не было. Но Александр мог заразиться во время поездок вдоль рек за пределами Вавилона. Ситуация осложнялась и тем, что на теле Александра было семь ранений (последнее получено за три года до этого). Истина не известна, хотя всю клевету и обвинения, последовавшие за его смертью, мы знаем.
  – Было предпринято много попыток – и учеными, и людьми, далекими от науки, – найти гробницу Александра. Эндрю Чагг (Andrew Chugg) недавно объявил, что часть массивной стены возле средневековых Розетта Гейт в Александрии является фрагментом гробницы. Вы верите в это?
  – Эндрю Чагг внес большой вклад в развитие исследований по поиску тела Александра. Я, как и многие ученые, не верю его теории, которая представляется малоубедительной. И я меньше всего склонен соглашаться с тем, что останки Александра были вывезены из Александрии и позже – через несколько столетий – помещены в Собор Святого Марка в Венеции. Я считаю, тело и гробница были навсегда утеряны во времена мятежей и смут в поздней Римской Империи. Но исследования Чагга и других ученых заставляют нас снова обратиться к источникам, и сейчас у нас уже имеются подтверждения тому, что тело Александра не было утеряно вплоть до 360 года н.э. – что практически на сто лет позже, чем многие предполагали. Я не верю, что мы когда-либо найдем ее. Но за последние 30 лет мы добились большого прогресса: найдена гробница отца Александра царя Филиппа; расшифрован бактрийский язык, родной язык жены Александра Роксаны и ее отца; найдена статуя, посвященная Гефестиону как божественному герою; фрагменты греческой надписи, где присутствуют упоминания об Александре; серебряные монеты с изображением боевых слонов; остатки древнейших памятников и руины дворцов в море возле Александрии Египетской и даже ключ к разгадке места хоронения Кира, основателя Персидской Империи. Теперь остается установить местоположение города, основанного Александром в Индии в честь его коня Буцефала.
  – Как возможно уместить всю информацию об Александре в два часа, не превращая персонажей и события в схематичные наброски, не говоря уже о том, что многое вообще не войдет в фильм?
  – Оливер знал, что многие важные события жизни Александра придется оставить за кадром – ведь кинофильм длится всего два с половиной часа. Но он поступил мудро, введя рассказчика – Птолемея, который делится своими воспоминаниями – чтобы тот смог поведать о событиях, не вошедших в фильм. Сценарий так построен, что нам параллельно показывают юность Александра, его настоящее и будущее (Птолемей). Это – не просто эффект обратного кадра, а тонко сплетенная Оливером повесть, целью которой было создать полную драматизма картину. Разумеется, некоторые из событий пришлось перенести во времени, месте, слить воедино, чтобы затем показать их в одной – и не дешево обходящейся! – сцене. Оливер вполне осознанно пошел на эти изменения. Он не желал снять документальный кинофильм – он снимал историческую драму, где сам драматизм – что необычно – уходил корнями в историю. Фильм охватывает весьма многое, но не все. Главные герои также представлены весьма сильными характерами. Все они – реальные исторические лица и, говоря в широком смысле слова, играют основных персонажей – отца, мать, наставника, жену, евнуха, военачальника – в драме, но не в учебнике по истории. Именно поэтому я могу согласиться с тем, что для достижения драматического эффекта события могут быть перетасованы.
  – У вас были какие-либо опасения перед началом работы над фильмом?
  – Я боялся, что фильм получится скучным и мало драматичным: простое описание событий, как они происходили; либо выйдет «сплошная история», а возможно, полный отход от истории. На самом деле, я восхищаюсь тем, что создал Оливер – настоящий, полный драматизма эпик. Именно то, к чему он так стремился – и это вызывает уважение.
  – Кроме работы над сценарием, принимали ли вы участие в консультациях по разным деталям: костюмам, декорациям, местам натурных съемок, выбору слонов, обучению актеров правильному маршу и так далее?
  – Когда началась работа над проектом, люди, отвечающие за костюмы, декорации, вооружение, приезжали в Оксфорд, чтобы консультироваться со мной и археологами – экспертами в этих областях. Нас буквально засыпали вопросами – наш специалист по костюмам посещала студию «Pinewood» около 30 раз. Долгие месяцы мы отвечали на вопросы буквально обо всем – начиная от жертвоприношений животных и заканчивая формой шлемов и устройством кроватей – а также советовали поискать других консультантов или уж, на худой конец, справочную литературу. Мы все осознавали, что разные части фильма должны отличаться по цветовому оформлению, чтобы создавать особую атмосферу. То же касалось декораций, которые не должны были выходить за рамки традиционных представлений зрителя о вавилонских или же греческих интерьерах. Оливер и Ян Роэлфз (Jan Roelfs) заранее подобрали места для натурных съемок. Моя книга и консультации помогли с выбором слонов и их использованием в сражении, но то, как выглядели слоны – целиком импровизация дизайнеров. Мы даже не знаем, применялись ли украшения для боевых слонов во времена Александра и устанавливались ли на их спинах огороженные сиденья для погонщиков. За военную же подготовку отвечал капитан Дэйл Дай, который читал мою книгу, а также много другой литературы. Я часто разговаривал с ним на съемочной площадке и за ее пределами – и он всегда хорошо разбирался в вопросе, хотя с осторожностью относился к теориям различных историков. Не стоит забывать, что он нес ответственность за реальных людей.
  Больше всего мы были озабочены тем, что вся команда должна была знать исторические факты (которые могли давать ученые) и основные различия в точках зрения, чтобы в случае отхода от оригинала это делалось зряче – и для большего драматического эффекта, а не по незнанию. Конечно, мы не смогли одеть всех воинов в настоящие металлические доспехи или же отливать из бронзы и мрамора каждую статую. Тем не менее, в кинофильме десятки продуманных исторических деталей, впечатляющих и специалистов и, я надеюсь, простых зрителей. Они усиливают драматический эффект, служат отличительными чертами разных частей повествования.
  – Вы присутствовали на натурных съемках?
  – Я не просто присутствовал. В пустыне в Марокко, во время съемок битвы при Гавгамелах, а также в Таиланде, где в сцене боя принимали участие слоны, я был рядом с Колином в первых рядах вместе с другими звездами, скакал возле моего базилевса с длинным копьем и без стремян. И кроме того, я присутствовал на съемках в павильонах студий «Shepperton» и «Pinewood» – у Оливера постоянно были вопросы или новые идеи, которые он хотел обсудить со мной. Сомневаюсь, чтобы какой-либо другой исторический консультант играл такую роль в фильме, как я.
  – Вы консультировали актеров относительно их героев?
  – Многие из них читали мою монографию по Александру, и во время съемок Оливер руководил каждым их шагом, однако на площадке (а иногда и верхом!) мы много обсуждали характеры Клита, Птолемея и Гефестиона, а также – Кратера и Антигона. Исполнительницы женских ролей так превосходно справлялись сами, что, к сожалению, не нуждались в моих советах. Розарио Доусон (Роксана) рассказывала, что по вечерам Колин часами мог говорить о том, как он видит Александра, и обсуждать его историю.
  – Для людей – и сейчас, и в те времена – жизнь Александра представлялась жизнью героя, легендой. Но Александр был деспотичным, а иногда откровенно жестоким человеком. Его армия убивала десятки и десятки тысяч. Удалось ли в фильме избежать превращения Александра в мифологического героя путем умалчивания неприглядных сцен его жизни (например, гибель его брата и возможного претендента за трон Аминты)?
  – В те времена завоевание варварских племен и их владений считалось достойным – никто никогда не упрекал Александра, например, за убийство индийцев, оказывавших сопротивление. Порабощение варваров входило и в политическую, и этическую концепции Аристотеля. Позже, во время Римской Империи, будь то при Помпее или Цезаре, завоевание племен, как и городов, приветствовалось и с гордостью заносилось в хроники.
  Покорявшиеся Александру бывали помилованы, а частенько и сохраняли прежнюю власть. Нередко Александра воспринимали как освободителя от персов, чье господство не у всех вызывало приятие.
  Нас поражает жестокость Александра, проявленная к городам, оказавшим сопротивление, Фивам и Тиру, но такое поведение было в порядке вещей в военное время: царь Филипп поступал так же, однажды греческие полисы настаивали даже на полном разрушении Афин.
  Придя в Индию как завоеватель Александр поубивал много ни в чем не повинных женщин, детей и всех, кто не подчинился – но и здесь его направляли (или же просто использовали в своих целях) индийские раджи, стремившиеся расправиться со своими собственными врагами. Кроме того, к тому времени македонцы составляли только пятую часть армии, больше половины воинов были азиатами, в том числе индийцами. До прихода Александра индийские раджи воевали друг с другом, после Александра эти внутренние распри окончились – по крайней мере, до момента его непредвиденно ранней смерти.
  Наше неприятие захватнических войн и человеческих жертв заставляет историков смотреть на Александра как на жестокого и бесчеловечного убийцу. Ученые более преклонного возраста помнят еще Гитлера и Сталина. Мое поколение и последующие выросли в постколониальном мире, американцам же вообще не знакомо понятие империи. Во времена античности подчинение и цивилизация варварских племен – и не в последнюю очередь с помощью многочисленных Александрий – ставилось в заслугу Александру. Люди верили в то, что его целью являлось создание всеобъемлющего «гармоничного» государства, где македонцы и персы станут делить властные полномочия, ради чего Александр даже организовал знаменитое бракосочетание македонской и персидской знати в Сузах.
  Ряд историков, осуждающие идеи империализма, пытаются эти шаги Александра представлять как продиктованные полностью прагматическими намерениями. Как и многих других, их вводят в заблуждения нынешние предрассудки. Александр был рожден, чтобы стать царем, он не попирал конституцию, словно Гитлер. Ему была чужда идея геноцида. Покоренные народы Александр собирался включить в свою империю, если те платили дань и не бунтовали, конечно. В фильме Оливера Александр преследует именно такие цели, и, как мне кажется, это верный подход. Но мы видим и другую точку зрения – военачальников Александра, его приближенных, Птолемея – которые не верили в эти идеи. Настоящий, реальный Александр много пил, убивал без особых угрызений совести и, должно быть, наслаждался войной. Фильм Оливера показывает все стороны характера Александра, в том числе и те, что даже древние историки старались не упоминать либо же как-то оправдать. Александр при жизни сам превратил себя в миф, но сам в то же время понимал, что это обрекло его в конечном итоге – и Оливер показывает это.
  – Скользкий момент в отображении жизни Александра – его отношения с Гефестионом. Нельзя недооценивать значимость этого, но и представлять гомоэротические отношение на манер современных тоже было бы неверно. Как в фильме показан этот аспект?
  – Если говорить, используя современные термины, Александр не был исключительно гомосексуален. У него были сексуальные взаимоотношения с мужчинами (включая евнуха), но также и с персидской наложницей Барсиной, первой женой Роксаной и двумя другими женами. В юности его самым близким другом был Гефестион, и сексуальный элемент в их отношениях (что было обычным для юношей или для более зрелого мужчины и юноши греческих полисов) родился уже тогда. Оливер, Колин и Джаред Лето (Гефестион) верно заключили, что секс не стержень в этой любви, этой дружбе – самой крепкой за всю жизнь Александра. Как писали античные авторы, Гефестион был Патроклом рядом с новым Ахиллом.
  Александр не был полностью гомосексуален, в его поведении не было ничего странного. Кинофильм показывает длительные отношения между Александром и Гефестионом – от детства и до зрелости, и мне это кажется очень трогательным. В кинофильме мы также видим другие отношение – исключительно плотские – с евнухом Багоасом. Указания на эту связь – как прямые, так и косвенные – присутствуют во многих исторических источниках. Но зритель не может не заметить также сексуальность Роксаны, женщины, которую Александр выбрал себе в жены. Кинофильм избегает показывать Александра односторонне. Нет, напротив, гомоэротические отношения – всего лишь одна из граней его личности.
  – Женщины сыграли важную роль в жизни Александра. К Аде – правительнице Карии, к матери Дария – Сисигамбис он относился, словно те были его приемными матерями. Связь с родной матерью, Олимпиадой, была весьма прочной. Как эти отношения показывают в кинофильме? Как показаны другие женщины?
  – «Приемная мать» – не тот термин, чтобы описать отношения с этими азиатскими женщинами. Ала из Карии «усыновила» его, но это был политический шаг, отвечающий местным традициям. Мать Дария пользовалась уважением Александра, сама уважала его, но никогда не усыновляла. Александр умел быть рыцарем.
  Его же настоящая мать, Олимпиада, была жестокой женщиной, подверженной страстям, и той серьезной силой, которую нельзя недооценивать. Нам известно, что она была весьма религиозна, поклоняясь, в том числе, и Дионису. Мы не знаем, могла ли она повлиять на психологию сына, привив ему страх к себе. Думаю, Олимпиада могла иметь отношение к убийству Филиппа, своего мужа. В фильме Оливер показывает, что в Роксане Александр увидел черты матери, что привлекло его. И Роксана оказалась такой же непростой натурой. Даже умирая, Александр не может порвать эту связь с матерью. Кто знает, как все было на самом деле? Историки не могут ответить. Но обе актрисы, сыгравшие эти роли, справились прекрасно. Оскар обеим, пожалуйста!
  – Очевидно, что критике будет подвергнута любая деталь, не соответствующая исторической реальности или изысканиям археологов. Как вы намерены отвечать на такие выпады?
  – Это – не документальный фильм. Историческая канва была использована лишь как трамплин. Бесчисленные исторические детали очень корректны. Реквизит, костюмы и декорации были созданы с нуля за рекордный срок - четыре месяца. Материалы, с которыми мы работали, вынуждали нас пойти на компромисс – иногда у нас просто не хватало данных, чтобы добиться полной аутентичности, а иногда соответствие исторической реальности требовало материалов, которых у нас вовсе не было (мрамор и бронза, например). Критики, пытающиеся найти «исторические ляпы», занимаются пустым делом. Полная «историчность» была бы невозможной – да мы и не обладаем достаточными фактами, чтобы обеспечить ее. Правильный подход – проанализировать количество исторических деталей, а также и то, насколько они усиливают драматический эффект. На мой взгляд – усиливают, и значительно. Я до сих пор под впечатлением от того, как точно вся команда Оливера работала над созданием этих деталей, и насколько же быстро они находили выходы из ситуаций, когда не хватало информации.
  – Как историку, что, вам кажется, вынесет для себя зритель после просмотра фильма?
  – Надеюсь, что зрителей захватит грандиозность целей и идей Александра, искусство Оливера как режиссера им в этом только поможет. Благодаря нынешним спецэффектам стало возможным показать огромные армии и города, а изучая археологические данные мы и представить бы себе не смогли такой потрясающе объемной картины. Особенно это заметно в битве у Гавгамел. Однако нельзя отрицать то, что сочетание знаменитых имен – Птолемей, Аристотель, Роксана, Филипп – в жизни Александра также придает грандиозность фильму. Думаю, каждый, кого эта картина привлечет, захочет разузнать больше об исторических реалиях того времени, о персонажах. Если увлеченные зрители еще греческий язык выучат, то смогут прочесть великие поэмы Гомера, вдохновлявшие самого Александра. Гомера следовало бы вернуть в программу школы. В отличие от многих школьных предметов, Гомер пользуется огромным интересом и уважением по всему миру, раз уж даже такой знаменитый режиссер, как Оливер Стоун, готов ради фильма поехать со всей съемочной группой чуть ли не на край света.
Hosted by uCoz