Олимпиада, мать Александра

  • Источник: Kallistos, 5 марта 2004
  • Перевод: Capricorn

  Мало кто в истории подвергался столь негативному отношению как Олимпиада мать Александра Македонского. Убийца, ведьма и коварная интриганка – именно такими эпитетами она обычно награждается. Позитивные же слова в ее адрес ограничиваются признанием ее красоты и безмерной любви к сыну.
  Олимпиада действительно была очень красива. Даже злейшие ее враги не могли с этим поспорить. Единственное дошедшее до нас изображение Олимпиады – профиль на золотой монете. Это – обычное для той эпохи стилизованное изображение красивой женщины, которое как лицо модели на современном глянцевом журнале, мало что сможет сказать нам про реального человека. Олимпиада была родом из Эпира, с севера – поэтому нам можно предположить, что она являлась блондинкой. Хотя у Мари Рено Олимпиада – обладательница рыжих волос, что тоже может быть правдой. Такой цвет волос был нередок в Эпире, поскольку он граничил с варварскими племенами иллирийцев, которые были кельтами. Олимпиада была царевной Эпира – полуварварского маленького государства к северо-западу от Греции (территория современной Албании). Когда она была еще ребенком, ее отца убили, и новый правитель Эпира, дядя Олимпиады, воспитал ее как собственную дочь. Среди предков Олимпиады – Неоптолем, правитель острова Эгина. Он приходился дедом Гераклу и имел полубожественное происхождение. Как раз поэтому Александр и прослеживал свое родство с Гераклом – божественным героем, так повлиявшим на его жизнь.
  Сложнее же ответить на вопрос, насколько Олимпиада любила сына. Она жила среди мужчин и даже имела над ними власть – в то время, когда общественное положение женщины было очень низким. Уже одного этого могло быть достаточно, чтобы вызвать ненависть. Добавьте сюда надменный нрав, и получится портрет женщины, как никто иной вызывающей негативное отношение.
  В IV в до н.э. женщина могла заполучить власть исключительно благодаря мужчине. Сначала таким мужчиной стал Филипп II – царь Македонии. Положение царицы давало Олимпиаде власть. Утверждается, что это был брак по любви, ну, по крайней мере, в начале. Но нельзя отрицать то, что этот союз дал Филиппу так необходимое ему спокойствие на уязвимых македонских северо -западных границах. Эпир удобно соседствовал с Македонией и северными племенами варваров, которые регулярно совершали грабительские набеги на саму Македонию и Северную Грецию.
  Филипп был женат как минимум пять раз, и каждый из браков приносил ему ту или иную политическую выгоду. Он искал вовсе не сексуальных партнеров – их было достаточно и без брака, а возможность заключить выгодный договор и оставить законного наследника. Отношения Олимпиады и Филиппа были далеки от стабильных. В самом центре нарождающегося могущественного государства, каким стала Македония при Филиппе, Олимпиада, эпириотка, была чужеродным элементом. Ее сын Александр стал единственным действенным оружием, которое она имела. Пока Филипп был царем, а Александр – единственным наследником, положение Олимпиады было столь незыблемо, что она пыталась даже распространить свое влияние и на мужа. Но когда Филипп развелся с ней – и Олимпиада уехала обратно в Эпир, сын стал единственным способом вернуть власть. А если бы новая супруга Филиппа родила ему сына македонской крови, это угрожало бы положению Олимпиады как матери наследника престола. Более того, если бы Александр женился, и у него появился наследник, Олимпиада навсегда потеряла бы возможность претендовать на титул царицы Македонии. Я никогда не верила, что Олимпиада так уж стремилась побыстрее женить сына.
  Убийство Филиппа все переменило. Царем стал Александр. Его мать вернулась в Пеллу и сделала то, что сделал бы каждый в то время, и что было вполне в македонских традициях: Олимпиада избавилась от Клеопатры – вдовы Филиппа – и ее ребенка. Все правители Македонии поступали подобным образом, хотя они и являлись мужчинами. Однако точно такой же поступок женщины воспринимался как вопиющая жестокость. На мой же взгляд, это выглядит как раздувание сенсации на пустом месте. Олимпиада всегда была не греческой пай-девочкой, а молосской дикаркой из Эпира. Так зачем судить ее за то, что ей было естественно?
  Сын Олимпиады Александр завоевал большую часть известного мира. Он ограничил власть матери и сделал ее зависимой от его приказов. Целую жизнь Олимпиада была вынуждена подчиняться мужчинам, включая сына – это было в порядке вещей. Однако в отличие от других женщин, она находила смелость с тем, чтобы сопротивляться мужчинам – и в качестве оружия применяла свое умение влиять на окружающих и суеверные страхи, присущие людям того периода. Свое влияние Олимпиада использовала для того, чтобы стравливать мужчин, а обряды бога Диониса – чтобы запугивать их. Она являлась ярой последовательницей Диониса и могла бы стать его главной жрицей в Македонии, где Еврипид написал своих «Вакханок» – историю о дикой, иррациональной стороне женской натуры. А Олимпиада была женщиной.
  Она была сильной личностью, хотя всю жизнь ей приходилось терпеть власть мужчин, что приводило ее в ярость. Почувствовав же малейшее неуважение или угрозу, она наносила удар.
  С самого рождения Александр стал оружием в руках матери, с помощью которого она могла влиять на Филиппа, своего мужа и царя. Сын был козырной картой Олимпиады, которую та умело разыгрывала до тех пор, пока могла.
  Олимпиада добилась власти, славы вопреки всему. И пусть она сделала это, используя окружающих, но факт остается фактом – она добилась желаемого. Любила она Александра или же нет, в данном случае несущественно. Если любила – вряд ли это может оправдать все ее поступки. А если нет, то не так уж и много это значило для самого Александра. В 334 г. до н.э., когда он ушел в поход против Персии, ему был 21 год. И с той поры Александр свою мать больше не видел. Олимпиада была бы счастлива стать Вавилонской царицей, однако Александр так и не пригласил ее приехать в Персию.
  После кончины Александра его империя погрузилась в пучины хаоса. Царями были провозглашены сводный брат Александра – Арридей, который страдал от умственного расстройства, а также Александр IV. Пердикка назначили регентом. Война за влияние растянулась на годы. Но Олимпиада была близка к тому, чтобы узурпировать власть - якобы во благо своего внука Александра. Весьма быстро она избавилась от Арридея, приказав убить его. Олимпиада шла на все, чтобы обезопасить внука и собственное положение. Будучи вынужденной бежать из Пеллы – она нашла убежище в крепости Пидна. Когда крепость пала, Кассандр, сын старого врага Олимпиады Антипатра, приказать казнить ее, но солдаты отказались выполнить приказ – ведь она была матерью самого Александра! В итоге, с согласия Кассандра, Олимпиаду забросали камнями родственники убитых по ее приказу людей.
  Олимпиада жила во время, когда женщинам редко позволялось покидать женскую половину дома. Но она не подчинялась таким правилам. Она была царевной, а затем царицей. Племянницей царя и сестрой царя. Матерью царя. Матерью бога и бабушкой царя. Как можно судить личность такого масштаба? Олимпиада появилась в Пелле, когда ей было 17 – дикарка, которой едва-едва коснулась цивилизованность. Если смотреть на нее с точки зрения соответствия образу идеальной гречанки, то Олимпиада выглядит чудовищем. Но она никогда и не была гречанкой. Она родилась и выросла среди диких поселений к северо-западу от Греции. Учитывая все это, ее поступки навряд ли можно назвать странными. Олимпиада была тем, кем была, лишь боги, которым она сама поклонялась, могли судить ее. У нас же такого права нет.
Hosted by uCoz