Александр

  • Источник: Борис Хохлов, «Total DVD» №06 (51), июнь 2005
  • Сканы: №1, №2

  Оливер Стоун всегда зарился на кусок больше, чем мог отхватить: чем сложнее и противоречивее тема, чем эпичнее и грандиознее сюжет, тем лучше. Иногда у него все получалось («Дж. Ф. К.»), иногда он бил «в молоко» («Небо и земля»), но не оставляет ощущение, что постановщик играет не в своей лиге. Такое чувство появляется и при просмотре «Александра». Громоздкая, неподъемная историческая махина размазывает по полу своим весом, раздражает уверенностью в себе и удивляет наглостью, с которой режиссер жонглирует историческими фактами, перекраивая их под свои нужды. Вместо того чтобы показать взлет и падение одного из самых великих полководцев мира, Оливер Стоун демонстрирует рваную нарезку из «показательных» эпизодов его жизни. При этом как бы ненароком забывается все, что не вписывается в авторское видение того, кем был Александр Македонский. По урокам истории мы знаем Александра как отважного, решительного и стойкого лидера. В картине же перед нами неуверенный, истеричный и честолюбивый эгоист с мощнейшим комплексом на почве своего величия и тягой к мужчинам. Завоевания и походы, принесшие полководцу славу, показаны мельком, а основное экранное время Стоун предлагает нам провести в компании рефлексирующего и страдающего нытика. Пытаясь разглядеть его со всех сторон, режиссер дергает за все драматические ниточки, до которых может дотянуться: страх предательства, мечта о наследнике, любовь к другу детства, желание избавиться от влияния матери и стремление выйти из тени предков. Итог плачевен: нить повествования теряется и фильм пускается на самотек. 150 миллионов бюджета, судя по всему, рассосались в пространстве – две батальные сцены сняты скучно и бедно, а массовки непростительно скромны. Прекрасные актерские работы Фаррелла, Джоли и Килмера заставляют досмотреть «Александра» до конца, но лишь для того, чтобы потом тяжело вздохнуть и в который раз пожалеть, что Стоун, как уже говорилось выше, всегда зарится на кусок больше, чем может отхватить.
  • Изображение. Залитые солнцем сцены выглядят неплохо, но ночные эпизоды трансферу даются с очень большим трудом. Картинка становится темной, детали пропадают, а полутона приобретают неестественные багровые оттенки, что особенно заметно на лицах.
  • Звук. Обе дорожки здорово передают мощь сражений, но, например, русский трек сбалансирован не очень хорошо, из-за чего приходится постоянно подстраивать громкость: то не слышно диалоги, то топот конницы грозит обрушить стены.
  • Дополнения. Меню анимировано и озвучено, с бонусами напряженно (все-таки фильм очень длинный). Среди них лишь традиционные анонсы, фильмографии и каталог.
  • Оценка. 2,5 из 5. Сверхпафосный, но при этом неровный пеплум выпущен на диске, который иначе как «первым блином» и не назовешь – ждем переиздания.
  • Мнение/Борис Иванов. Александр Македонский был великий полководец, и потому он никак не мог быть закомплексованным невротиком. Выведя своего героя в гаком свете, Оливер Стоун убил правдоподобие фильма, а снабдив картину массой закадрового текста, режиссер прикончил зрелищность постановки. Кино должно показывать, а не рассказывать.
  • Факты. Фильм был почти запрещен к прокату на территории Греции. Группа местных юристов призывала бойкотировать выход ленты ввиду того, что национальный герой их земель в фильме показан бисексуалом. В результате их претензии были отклонены и лента таки вышла на экраны, заняв при этом первую строчку национального бокс-офиса.
Hosted by uCoz