Обзор коллекционного DVD-издания «Александра»

  • Источник: Эдуард Шиндяпин, «Total DVD» №11 (56), ноябрь 2005
  • Сканы: №1, №2, №3

  Многие склонны считать Оливера Стоуна переоцененным режиссером, которого поспешно удостоили бирки «один из величайших». Довольно жесткая и незаслуженная характеристика для человека, подарившего нам «Взвод», «Уолл-стрит» и «JFK». Ведь даже такие кассовые неудачи, как «Прирожденные убийцы» и «Поворот» не смогли поколебать доверие студий и общественности к его таланту. Однако оглушительный провал «Александра», вбившего, кажется, решающий гвоздь в гроб жанра «пеплум» (так и не успевшего заработать расположение современной публики), заставило инвесторов пересмотреть свое отношение к Стоуну. Непростительной ошибкой было вверять грандиозный бюджет (150 миллионов долларов) кинематографисту, не привыкшему осваивать такие деньжищи, хотя и съевшему собаку на портретизации исторически значимых фигур. Ведь вполне традиционный биопик, посвященный президенту Никсону и во многом на харизму Энтони Хопкинса, и жизнеописание македонского царя, огнем и мечом перекраивавшего древний мир, совсем не одно и то же. Словно растерявшись, Стоун отдал приоритет не глубинному погружению во внутренний мир властителя, побуждающий его к великим усовершениям, а художественно-постановочной мишуре, непрофилирующим нюансам и затянутым прениям. Вместе с тем редкие батальные сцены сняты сумбурно и неряшливо, героический пафос наивен, а тяга Александра к любовникам одного с ним пола отнимает слишком много времени. Будь этот колосс более логично и последовательно смонтирован, многие из перечисленных недостатков можно было бы простить, пропустить, проглотить. Но в глазах не на шутку притомившегося от ритмических сбоев зрителя (и уж тем более специалиста) они вылезают на поверхность, словно дождевые черви.
  • Изображение. При содействии замечательного разрешения и практически идеальной стабильности теплые и натуральные краски превращают сеанс в настоящее эстетическое наслаждение. И даже в самых непростых для «цифры» сценах (ночных, интерьерных) вышеназванные параметры вкупе с угольным черным цветом помогают изображению сохранять достоинство. Малый интерлейсинг и мелкие шероховатости на одноцветных участках не исключены, но это все мелочи по сравнению с тем фактом, что перед нами совершенно новый (по сравнению с предыдущим изданием в пятой зоне) трансфер.
  • Звук. На первый взгляд, русская дорожка звучит ярче оригинала – она агрессивнее, басовитее и, кажется масштабнее. Однако вскоре выясняется, что она слабо реагирует на изменения музыкальной окраски (ее исполнение тяготеет к неизменному крещендо), запланированные композитором и звукорежиссером. В этом плане английский трек представляется более уравновешенным. В обоих случаях стоит отметить почти непрерывную работу сателлитов, хорошую разрешающую способность и слитное окружение.
  • Дополнения. Диски уложены в глянцевую картонную «раскладушку», дополненную иллюстрированным буклетом. Солидная продолжительность картины позволила дописать к фильму только каталог дисков компании. Поэтому весь состав бонусов расположился на втором DVD, вместившем несколько интервью (19 минут), репортаж с немецкой премьеры картины, 15-минутную короткометражку, посвященную суете на съемочной площадке, документальный фильм о создании ленты (12 минут), видеодневник «Бой со временем» авторства Стоуна-младшего (76 минут), фильмографии и рекламу. Везде, где есть необходимость, присутствует закадровый перевод, но на дикторах опять сэкономили, доверив его людям с сомнительными вокальными данными и не потрудившись перезаписать их оговорки. Материалы записаны в размерности 1,85 1 (леттербокс) и 1,33:1, но аспект «Боя со временем» искажен вследствие неправильно выставленного значка анаморфирования. Надпись на лицевой стороне упаковки «Полная режиссерская версия» недопустима – данное издание представляет кинотеатральный вариант картины.
  • Оценка. Этот скандальный кинопровал имеет шансы хотя бы частично окупиться на видео благодаря качеству своего DVD-издания.
  • Мнение/Борис Иванов. Ключевая проблема фильма, по-моему, состоит в том, что жизнь Македонца была настолько насыщенной, что ее невозможно вместить в полнометражный фильм – даже трехчасовой. В результате картина переполнена недоговоренностями и недостаточно проработанными образами, не позволяющими осознать величие Александра.
  • Факты. Брэд Питт одно время рассматривал предложение на роль Гефестиона в картине, но отклонил предложение, сославшись на личное несогласие с трактовкой этого образа.
Hosted by uCoz