Возлюбленные Александра

  • Источник: Nick
  • Перевод: Tion

  Наши классические источники, несомненно, не характеризуют Александра как человека с трепетной сексуальной жизнью. Как указывает Плутарх, «он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно» (Плутарх, 4). Так же Плутарх пишет, что «Александр считал способность владеть собою для царя важнее, нежели даже умение побеждать врагов» (Плутарх, 21). Александр же, предположительно, комментировал это так: «сон и близость с женщиной более всего другого заставляют меня ощущать себя смертным» (Плутарх, 22).
  Так что, если вы ищите сексуальные детали, почитайте луше другую литературу, чем истории из жизни Александра. Плутарх рассказывает о двух случаях, когда Александру предалагилсь в качестве подарка (хотя вероятнее, в кечестве игрушки) очень красивые юноши. Однако Александр с яростью отреагировал на эти соблазны. Царь отнесся к предложенным для любовных утех мальчикам как к «испорченным созданиям» и «сделал жесткий выговор» тем, кто предлагал их (Плутарх, 22). Что касается тех восточных женщин, что попали в плен во время его кампаний, то Александр сказал, что «вид персиянок мучителен для глаз» и «желая проивопоставить их привлекательности красоту своего самообладания и целомудрия, он не обращал на них никакого внимания, как будто они были вовсе не живыми женщинами, а безжизненными статуями» (Плутарх, 21).
  Однако, на наш современный взгляд, умеренность аппетитов Александра составляет довольно спорный элемент. У него была одна любовница, три жены, один пожизненный гомо-эротичный любовник и сексуальная связь с евнухом (кастратом). А также, возможно, одна-две дополнительные связи на одну ночь. И если вы остаетесь в недоумении, каковы были античные моральные устои по поводу страсти, советую вам прочесть отличную статью автора Джин Реамес-Зиммерман (Jeanne Reames-Zimmerman) о сексуальности на pothos.org. Вас бы также могло порадовать чтение первой части книги Саймона Голдхилла (Simon Goldhill) «Love, Sex & Tragedy». В рассмотрении же женщин в карьере Александра никто не может сравниться с «Women and Monarchy in Macedonia» от Бет Карней (Beth Carney).

Калликсена

  По нашему античному источнику Атенею, родители Александра – царь Филипп и царица Олимпиада были весьма уж озабочены отсутствием у юного Александра сексуальных желаний и наняли фессалийскую проститутку Калликсену ублажать его. Она была известна своей красотой. Но, вероятнее всего, ничего так и не произошло. Атеней говорит, что «Олимпиада часто просила его переспать с Калликсеной». Великие родители, не правда ли? См. «Historical Sources in Translation» by Heckel & Yardley, стр. 39-40.

Кампаспа

  Она известна и как Панкаста. Хотя они никогда не появляется в пяти основных источниках, автор современности Лейн Фокс (Lane Fox) относит ее появление к романским авторам: Плинию («Естественная История»), Люциану и Элиану («Varia Historia»). Кампаспа была любовницей Александра и почетной гражданкой города Ларисы в Фессалии (Центральная Греция). По Элиану, она могла быть первой женщиной, с которой Александр вступил в сексуальные отношения.
  Александр приказал своему живописцу Апеллесу, по-видимому, единственному художнику, которому позволяли изображать его, написать портрет обнаженной Кампаспы. Но Апеллес влюбился в Кампаспу во время работы над картиной. «Александр подарил ему Кампаспу как наиболее великодушный дар покровителя, и этот жест оставался моделью покровителей и художников вплоть до Ренессанса», – пишет Лейн Фокс. Или же, как рассказывает Босворт (Bosworth) в его «Завоевании и Империи» («Conquest & Empire»), «Апеллес изобразил Александра с молнией Зевса в своей прославленной картине для Артемизиума в Эфесе, за что и был щедро вознагражден».
  Художник Апеллес также использовал Кампаспу как модель в своем наиболее знаменитом изображении Афродиты (Венеры), «выходящей из моря». Она «выжимала свои волосы, и падающие капли воды образовывали просвечивающий серебряный шлейф вокруг ее тела». См. Perseus digital library.

Барсина

  Барсина являлась урожденной аристократкой Персии. Плутарх заявляет, что только она была женщиной Александра и имела с ним секс до того, как он женился на Роксане. Она стала частью свиты Александра после того, когда македонский военачальник Парменион взял город Сирии Дамаск после победы Александра на Иссе в последних месяцах 333 году до н.э. Барсина являлась частью «сокровищ Дамаска» и была послана туда царем Дарием III до боя на Иссе. Авторы современности расхожи во взглядах, когда началась любовная связь Александра с Барсиной: до или после его посещения Египта в 332 году до н.э.
  Барсина была дочерью Артабаза, высокопоставленного перса и, возможно, в прошлом – сатрапа Фригии на Геллеспонте. Он и его семья жили в приюте при дворе Филиппа в период с 352 по 342 год до н.э. – так что Барсина и Александр могли знать друг друга с детства. Когда же ее изгнание закончилось, она вышла замуж за Ментора Родосского, славного военачальника Персии. После смерти Ментора в 338 году до н.э., Барсина вышла замуж за его брата Мемнона, бывшего в командовании Дария в войне после битвы у Граника. Однако Мемнон умер в начале 333 года до н.э. – и Барсина овдовела опять. Когда она попала в плен в Дамаске, ей было за 20, и, предположительно, она была одного возраста с Александром, но, должно быть, уже являлась матерью четверых детей.
  Источники говорят, будто Парменион одобрял любовную связь между Александром и Барсиной. Ее качества, говорит Плутарх, сделали Александра стремящимся «сблизиться с этой красивой и благородной женщиной» (Плутарх, 21). Она родила ему одного ребенка – Геракла, вероятнее, в 327 году до н.э. Современный английский язык не содержит слова, которое бы отражало связь между Барсиной и Александром – она не была ни любовницей, ни наложницей. Особенность ее положения состояла в том, что она являлась женщиной царя, имеющая особый статус, престиж и некоторое (политическое) влияние, не будучи женой царя. И это было вполне приемлемо для побежденных перстов. Лучшая короткая биография Барсины описана в книге Карней «Women and Monarchy in Macedonia».

Царица Статира, жена Дария

  Здесь мы входим в спорную область. После сражения на Иссе в конце 333 года до н.э. Александр захватил в плен семью царя Дария, включая его сестру-жену царицу Статиру. (Известно, что царь Дарий и царица Статира были детьми по крайней мере по одному родителю). Статиру почитали самой красивой женщиной Азии, «никто в ее поколении не был краше ее» (Курций, 3.12), однако Александр гордился тем, что ни разу не посягнул на ее неприкосновенность. Хотя наши источники подтверждают факт, что она умерла в 331 году до н.э. перед боем при Гавгамелах, причем как Юстин, так и Плутарх утверждают, что умерла она «при родах» или «после случившегося выкидыша».
  В своих комментариях краткого пересказа Юстина (стр. 160-161) Вальдемар Хекель (Waldemar Heckel) дает итог: «Так что, истинной целью истории, что Александр относился к персидским пленным с уважением, была демонстрация его сдержанности, а также попытка предотвратить всякий скандал, который мог бы разразиться по причине смерти царицы». Об этой «прекрасной царице своего времени» Плутарх говорит словами Александра: «Никто не может сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте» (Плутарх, 22).
  Однако, Курций утверждает, что Александр однажды ее видел (Курций, 4.10), а Диодор приводит небольшой диалог, который произошел между ними (Диодор, 17.37). Курций добавляет, что, узнав о кончине Статиры, Александр сам «нуждался в том, чтобы утешиться, чем чтобы утешить других». Александр отреагировал так, как если бы умер один из его родственников, рассказывает Курций. И царь Дарий немедленно заключил, что Александр был замешан в смерти его жены, приказав пытать Тириота, который принес ему эту новость. Мы никогда не узнаем в полном объеме правду о влечении Александра к царице Статире, и даже если оно не было сексуальным (Арриан, 4.20), его глубокая скорбь могла бы стать достойной причиной упоминания имени царицы Статиры в этом списке.

Фалестра, царица амазонок

  Она также известна как Минития или Фалестрия. В Гиркании, на южном побережье Каспийского моря Александра в 330 году до н.э. посетила легендарная царица амазонок (хотя Плутарх предполагает, что она встретила Александра позже, в 329 году до н.э. около реки Яксарт в Центральной Азии). Она проехала 200–600 миль, чтобы встретить Александра. Наши источники не ясно излагают данные о местоположении и владении амазонок, кроме того, что кое-где они были ограничены Черным морем.
  «Платье амазонок не закрывает всего тела, – говорит Курций. – Левая сторона обнажена до груди. […] Одна грудь сохранена, чтобы кормить ребенка женского пола, правая выжжена». Глаза Фалестры изучили тело Александра и она нашла, что оно равно его славе, продолжает Курций. И будучи в полном вооружении, она просто умоляла Александра предоставить себя ей для того, чтобы зачать ребенка. Они провели как пара тринадцать дней (Юстин, 12.3; Диодор, 17.77), пока Александр «удовлетворял ее страсть», хотя страсть женщины до секса была гораздо больше, чем у Александра (Курций, 6.5).
  Фалестра ушла, когда посчитала, что точно забеременела. Но она не забеременела. И наши более критичные источники эту историю не подтверждают. «Аристобул, секретарь Александра Харет, Птолемей, Антиклид, Филон Фиванский, Филипп из Феангелы, а также Гекатей Эретрийский, Филипп Халкидский и Дурид Самосский утверждают, что это выдумка», – рассказывает Плутарх. Наиболее известно высказывание Лисимаха, бывшего соратника Александра и в дальнейшем царя Фракии, когда эта история была ему пересказана: (Плутарх, 46): «А где же я был тогда?»

Багой, евнух

  В Гиркании, где-то во время события с амазонкой, персидский аристократ Набарзан сдался на милость Александру, сделав ему щедрый дар – прекрасного евнуха Багоя. Набарзан был одним из трех убийц царя Дария III, однако Багой успешно упросил Александра помиловать Набарзана за его преступление. Наши источники дают довольно подробное описание Багоя. «Юноша-евнух в расцвете юности и красоты, которого любил Дарий, вскоре полюбил его и Александр» (Курций, 6.5).
  Багой был рядом с Александром на протяжении его восточных походов, как это упомянуто у Арриана, в Индии, и оказывается опять упомянутым в классических рассказах в начале 324 года до н.э. Багой «приобрел привязанность Александра благодаря предоставлению ему своего тела». Однако персидский сатрап-узурпатор Орсин отказался оказывать почет евнуху, заявив, что он не желает относиться с уважением к «шлюхам» и мужчинам, «пороком уподобившихся женщинам». Трудно себе представить такое? Курций описывает Багоя как «презренного любовника», указывая, что тот продолжал интриговать против Орсина «даже в момент страстных и постыдных переживаний» (Курций, 10.1). Александр Орсина казнил.
  Плутарх тоже подтверждает связь Александра с евнухом, «чьим любимцем он был», и рассказывает о событии, имевшем место в Гедросии в конце 325 года до н.э., когда их союз был одобрен армией. «Македоняне принялись рукоплескать и кричать, чтобы царь поцеловал Багоя; они не успокоились до тех пор, пока Александр не обнял и не поцеловал его» (Плутарх, 67). Евнухами становились мальчики, половые органы которых были частично удалены до периода созревания, чтобы мальчишеская их внешность сохранялась и в зрелом возрасте, поскольку у них не было возможностей развития вторичных половых признаков. Короткая статья о евнухах есть на на gaugamela.com.

Эксципин

  Эксципин был «молодым человеком, которого он (Александр) приблизил к себе из-за цветущей его юности» (Курций, 7.9). Курций упоминает, что он был послан Александром в посольство в 329 году до н.э. Курций сравнивает его с другом Александра Гефестионом, говоря что Эксципин соперничал с Гефестионом в красоте, однако ему не хватало очарования, потому что он был менее мужественным. В этом тексте Курций называет Эксципина «conciliatus» – что означает как «друга», так и «любовника», и использует латинское слово для описания его очарования. И эта утонченная латинская игра слов представляет собой намек на любовников-мужчин.

Роксана

  Ее персидское имя – Рокшанек, означает «маленькая звезда». Но автор Джона Лендеринг (Jona Lendering) возводит значение к менее эффектному «девочка с ясным лицом». Образ Роксаны, воплощенный Розарио Доусон в 2004 году в эпической картине Оливера Стоуна «Александр», будет, вне сомнений, основой для нашего представления о ее внешности и характере длительное время. Курций пишет, что Роксана сразу завлекла Александра, «невоздержанного в своих страстях благодаря покровительству Фортуны» (Курций, 8.4).
  Нет сомнений, что Роксана была первой официальной женой Александра. Арриан рассказывает, что она была «девушкой на выданье» и «воины Александра говорили, что после жены Дария они не видели в Азии женщины красивее. Александр увидел ее и влюбился» (Арриан, 4.19). Хотя она была пленной, Александр отказался спать с ней до свадьбы. Однако современные ученые согласны, что тут были также политические мотивы заключения брака, так как Александр хотел умиротворить военачальников Бактрии и Согдианы, которые противились его воле. (Роксана являлась дочерью сатрапа Согдианы Оксиарта).
  Свадьба состоялась весной (или же в августе) 327 года до н.э. Роксана родила мертвого ребенка от Александра в 326 году до н.э. Она снова была беременной, когда Александр умер в июне 323 года до н.э. Нынешние интерпретации ее характера могут различаться от «пассивного ничтожества» до «хитрости первой дамы». Она убила вторую жену Александра Статиру и ее сестру Дрипетиду – вдову Гефестиона – летом 323 года до н.э.: «До крайности ревнивая и страстно ненавидевшая Статиру, она при помощи подложного письма заманила ее […]. Причем Пердикка знал об этом и даже помогал ей» (Плутарх, 77). Хотя в 320 году до н.э. Роксану взял под стражу македонский регент Антипатр, в 310 году до н.э. она была убита его сыном Кассандром. Самый лучший обзор ее жизни, опять же, дан в книге Карней «Women and Monarchy in Macedonia». Курций об Александре и Роксане говорит вот как: «В свое время Александр с отцовским чувством любовался женой Дария и его двумя дочерьми-девушками, по красоте ни с кем, кроме Роксаны, не сравнимыми. Теперь же он распалился любовью к девушке совсем не знатной […]. Царь Азии и Европы взял себе в жены девушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от нее родился тот, кто будет повелевать победителями» (Курций, 8.4).

Царица Клеофис

  Она может также быть известна и как Candace. Здесь мы опять вторгаемся в сумеречную зону между сказкой и былью. Клеофис была прекрасной царицей Массаги – древней столицы (ныне в северном Пакистане). Согласно латинскому источнику, Юстину, Клеофис «спала с Александром» и родила ему сына, названного Александром (Юстин, 12.7). А Курций же добавляет: «Во всяком случае у сына, потом родившегося у нее, было имя Александр»  (Курций, 8.10). Интересно, что если история о Клеофис правда, то эта сексуальная выходка случилась лишь год спустя женитьбы на Роксане, а также немногим позже рождения сына Барсины.

Царевна Статира и Парисатида

  Статира была так же известна в источниках как Барсина или Арсина. В феврале 324 года до н.э. Александр приказал самым лучшим своим воинам жениться в Сузах, в южном Иране, где сам женился на Статире, дочери бывшего Великого Царя Дария III (336-330 год до н.э.), а также Парисатиде, дочери последнего «воистину великого» царя Персии Артаксеркса III (358-338 год до н.э.). Статира и ее родственники остались в Сузах в конце 331 года до н.э., когда победоносная армия Александра пошла дальше. У нас мало доказательств привязанности Александра к Статире, помимо его «отцовских чувств» (Курций, 8.4). Статира и ее сестра Дрипетида были убиты в 323 году до н.э. Роксаной, что «бросила их трупы в колодец и засыпала землей» (Плутарх, 77). У нас нет ниточки, ведущей к тому, что случилось с третьей женой Александра – Парисатидой.

Гефестион

  Он также известен как Гефастион. Мне представляется вполне приемлемым закончить список человеком, который, быть может, являлся величайшей любовью Александра из всех и, вероятнее, единственной истинной любовью. Гефестион был другом детства Александра, они были приблизительно одного возраста, вместе обучались у Аристотеля в храме нимф в Миезе. Когда Александр прибыл в Трою в 334 году до н.э., он и Гефестион отдали дань памяти на могилах Ахилла и Патрокла – подчеркивая факт, что их взаимоотношения, как говорили, были отражением воинов-любовников из «Илиады» Гомера.
  Александр и Гефестион вместе читали письма, приходившие к Александру, даже личные письма, присылавшиеся матерью царя – Олимпиадой. «Александр не воспрепятствовал ему, но, сняв с пальца кольцо, приложил его к губам Гефестиона» (Плутарх, 39). Арриан говорит, что Александр любил Гефестиона «больше всего в мире». Когда Гефестион скончался в 324 году до н.э. в Экбатанах, Александр «упал на труп друга и так и пролежал, рыдая, большую часть дня» (Арриан, 7.14). По Плутарху, скорбь Александра была «без границ». Он распял (или повесил) врача Гефестиона. В походе против коссеев в начале 323 года до н.э. Александр звал вражеские потери «заупокойной жертвой духу Гефестиона». Гефестиона похоронили весной 323 года до н.э., после нескольких месяцев приготовлений, церемония обошлись в 10 000 талантов (Плутарх, 72). Это количество эквивалентно 450 000 $ США по нынешним нормам. (Диодор заявляет, что это были 12 000 талантов).
  Гефестион не представлял собой великого военного тактика, он был понижен в должности до главного командира кавалерии после 328 года до н.э. Его выдающаяся роль в империи, должно быть, зависела целиком от привязанности Александра. Доктор Джин Реамес-Зиммерман (Jeanne Reames-Zimmerman) является ведущим экспертом жизни Гефестиона. Джин написала статью о Гефестионе на pothos.org и создала прекрасный частный сайт, посвященный Гефестиону: Hephaistion - Philalexandros.
Hosted by uCoz